Всероссийское исследование цифровой компетентности 2013
Первое общероссийское исследование цифровой компетентности подростков и родителей детей подросткового возраста, проводилось в 2013 г. Фондом Развития Интернет и факультетом психологии МГУ имени М.В. Ломоносова при поддержке компании Google.
Цели исследования:
- разработка понятия цифровой компетентности;
- определение уровня цифровой компетентности у российских подростков и родителей подростков;
- изучение компонентов цифровой компетентности (знаний, умений, мотивации и ответственности) и ее сфер (информация, коммуникация, потребление, техносфера) у представителей указанной выборки.
Фондом Развития Интернет был разработан уникальный инструмент измерения цифровой компетентности — опросник цифровой компетентности для подростков, а также отдельный опросник для родителей.
Оба опросника, как для подростков, так и для родителей, включали несколько блоков вопросов, направленных на изучение различных аспектов использования интернета и цифровой компетентности:
- Блок вопросов, направленный на изучение особенностей пользовательской активности (использование и деятельность). Сюда вошли вопросы о частоте и интенсивности использования интернета, используемых устройствах и сервисах, содержательных аспектах онлайн-деятельности, самооценке себя как пользователя по разным параметрам: уверенность, предпочитаемые роли, восприятие своего «Я». По ряду вопросов родители должны были оценить себя и своих детей; подростки оценивали себя и своих родителей.
- Блок вопросов, направленный на выявление уровня цифровой компетентности, включил вопросы на определение уровня знаний, умений, мотивации и ответственности при использовании интернета. Сюда также вошли специально разработанные тестовые вопросы на навыки безопасного поведения в конкретных ситуациях.
- Блок вопросов, направленный на изучение образа интернета у детей и родителей, состоял из вопросов на эмоциональное восприятие интернета, отношение к технологиям, а также из открытых вопросов на оценку интернета и выявление его места в системе потребностей подростков.
- Блок вопросов, исследующий негативный опыт использования интернета детьми и особенности медиации родителей, включал вопросы об опыте столкновения с наиболее распространенными онлайн-рисками и угрозами (на основе сравнения с исследованиями прошлых лет), о стратегиях медиации, предпочитаемых родителями, о возможностях родителей оказывать поддержку в совладании с интернет-угрозами и соответствующих ожиданиях детей.
- Блок вопросов о роли школы в формировании цифровой компетентности включал оценку влияния школы на формирование цифровой компетентности подростков, пожелания по поводу повышения уровня цифровой компетентности и ожидания родителей от школы в аспекте развития цифровой компетентности детей.
Выборка
В исследовании использовалась многоступенчатая стратифицированная выборка: 1203 подростков