О проекте

Современную жизнь уже невозможно представить без Интернета. Цифровые технологии открывают безграничные возможности в сфере развития и образования детей и подростков. К сожалению, далеко не все пользователи Интернета могут в полной мере воспользоваться этими возможностями. Главная причина этого кроется в низком уровне цифровой компетентности подрастающего поколения, а также их родителей. Как показывают результаты исследований Фонда, несмотря на высокий уровень интернет-активности детей и подростков, их уровень владения знаниями и навыками безопасного использования цифровых технологий оставляет желать лучшего.

Наша главная цель — содействие развитию информационного общества: формирование его полноправных граждан, в полной мере способных и готовых ответственно использовать цифровые технологии для решения разнообразных жизненных задач.

Мы говорим об умении активно и ответственно действовать в Интернете, о том, как себя вести, чтобы Интернет стал по-настоящему безопасным пространством, в котором есть свои законы, правила и нормы. Этому необходимо специально учиться, особенно детям и подросткам, виртуальная жизнь которых сегодня тесно переплетена с реальной жизнью и оказывает на нее непосредственное влияние. Поэтому основной задачей взрослых является помощь детям и подросткам в осознании рисков и угроз, с которыми можно столкнуться при использовании Интернета, в овладении правилами поведения, позволяющими избежать возникновения неприятных или опасных ситуаций. К сожалению, родители далеко не всегда оказываются готовы к решению этой задачи, поэтому ведущая роль в цифровой социализации детей и подростков сегодня отводится школе, а это значит, что учителям предстоит стать для детей проводниками в мире Интернета.

С этой целью мы создали программу «Интернет: возможности, компетенции, безопасность», направленную на повышение цифровой компетентности учителей и подростков, учащихся российских школ. Программа была разработана специалистами Фонда Развития Интернет, факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова и Федерального Института Развития Образования при поддержке компании Google.

В основе программы лежат результаты первого всероссийского исследования цифровой грамотности и компетентности российских школьников и их родителей, проведенного в начале 2013 г. Фондом Развития Интернет. Исследование, в котором приняли участие более 2200 российских подростков и родителей 45 регионов, выявило, что уровень цифровой компетентности и родителей, и детей в среднем составляет не более 30% от максимально возможного. Результаты исследования подчеркивают потребность общества в соответствующих знаниях, специальных уроках и образовательных программах. Подробнее об исследовании>>>

Фондом Развития Интернет разработано методическое пособие «Интернет: возможности, компетенции, безопасность», состоящее из двух частей: лекций и практикума. Пособие направлено на повышение цифровой компетентности школьных учителей и практических психологов, расширение их представлений о возможностях Интернета, образе жизни и особенностях цифрового поколения, влиянии онлайн-рисков на развитие детей. Подробнее о пособии >>>

Начиная с сентября 2013 года, Фонд Развития Интернет проводит обучающие семинары «Интернет: возможности, компетенции, безопасность» для педагогов и тьюторов, которые смогут транслировать свои знания коллегам и учащимся, помогая им повысить свою цифровую компетентность. Наряду с лекциями в семинарах используются интерактивные формы занятий, включающие дискуссии, кейсы, игры и упражнения. Благодаря этому каждый участник получает ценный опыт применения компетентностного подхода и современных интерактивных форм занятий в своей профессиональной деятельности. На текущий момент в семинарах, организуемых Фондом, приняло участие более 300 учителей из четырёх регионов Российской Федерации. Подробнее об обучающих семинарах >>>

Интерактивная часть проекта на специально разработанном компанией Google интернет-ресурсе «Разбираем Интернет» включает в себя мультимедийную игру, образовательные видео, тестирование и сертификаты для школьников, подтверждающие их уровень цифровой грамотности.

Материалы проекта предоставляются на некоммерческой основе и открыты к использованию в образовательных целях.