Детство под защитой

detstvo

Основные нормативные правовые акты РФ, отражающие права ребенка

Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18 летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он достигает совершеннолетия ранее.

На международном и национальном уровне существует множество специальных актов о правах ребёнка. Основным актом о правах ребёнка на международном уровне является Конвенция о правах ребенка. Конвенция принята в Нью-Йорке 20 ноября 1989 г. Она включает 54 статьи, которые детализируют индивидуальные права детей. Все права, входящие в Конвенцию, распространяются на всех детей.

В Конвенции ребенок впервые рассматривается как личность, имеющая права, которые государства, ратифицировавшие Конвенцию, обязаны «уважать и гарантировать «. Данное положение свидетельствует о том, что ребенок является особо уязвимым членом общества и потому, требует и заслуживает специальной защиты.

Конвенцией ребенок рассматривается как независимая личность. Конвенция характеризует ребенка как лицо, наделенное конкретными правами: право на жизнь (ст. 6), иметь семью (ст. 9), на имя и гражданство (ст. 7), на образование (ст.28), на защиту от насилия (ст. 19), на равенство, на свободу мысли и слова (ст. 13), на отдых и досуг (ст. 31), на медицинское обслуживание и заботу о здоровье (ст. 24), на помощь государства (ст. 18-27) и др.

Согласно данному документу все дети имеют право на развитие своих возможностей, свободу от голода и нужды, а также жестокости и других форм злоупотребления.

Конвенция о правах ребенка связывает возможности детей со всеми правами и обязанностями родителей или лиц, несущих за них ответственность. Исходя из этого, дети могут участвовать в принятии решений, которые способны затрагивать его настоящее и будущее.

Конвенция делает возможной для ребенка защиту своих прав с помощью национальных судебных или административных процедур (ст. 12).

Конвенция утверждает приоритет интересов детей, рассматривает принцип соблюдения прав и интересов всех детей без каких-либо исключений или какой-либо дискриминации (ст. 2). При этом согласно ст.ст. 5, 12 Конвенции, реализация ряда прав ребенка зависит от его возраста, зрелости и степени его развития; а согласно ст.ст. 20, 23, особые потребности признаются Конвенцией за инвалидами и детьми, постоянно или временно лишенными семьи.

Российская Федерация ратифицировала Конвенцию о правах ребенка 16 августа 1990 г.

За время прошедшее с момента ратификации Конвенции Россией, законодателями были предприняты значительные усилия по приведению российского законодательства в соответствие с Конвенцией.

Права ребенка в России регулируются такими законодательными документами, как:

  • Конституция РФ; Семейный кодекс РФ;
  • Законодательство РФ об охране здоровья граждан;
  • Закон об основных гарантиях прав ребенка в РФ;
  • Федеральный закон «Об образовании»;
  • Закон о дополнительных гарантиях защиты детей-сирот и детей, оставшихся без родителей;
  • Закон о социальной защите инвалидов в РФ.
  • Федеральный закон об опеке и попечительстве

Какими правами наделен ребенок

 Организация Объединенных Наций во Всеобщей декларации прав человека провозгласила, что дети имеют право на особую защиту, заботу и помощь, «ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения». (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.)

Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста. Все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой. (Всеобщая декларация прав человека. Статья 25)
Права ребёнка

Ребенок имеет право:

  • Право на жизнь. Право на имя.
  • Право на гражданство.
  • Отсутствие дискриминации.
  • Право на свободу совести и религиозных убеждений.
  • Право на жизнь с родителями.
  • Право на труд.
  • Право на отдых.
  • Право на защиту жизни и здоровья.
  • Право на образование.
  • Право на отсутствие рабства.
  • Право на жилище.
  • Право на свободу слова.
  • Право на получение информации.
  • Право пользоваться достижениями культуры.
  • Право создавать семью.
  • Право участвовать в научно-техническом, художественном творчестве.

С рождения

Родившись, ребенок приобретает право на гражданство, обладает правоспособностью по гражданскому праву, имеет право на имя, отчество, фамилию; имеет право жить и воспитываться в семье, знать своих родителей, получать от них защиту своих прав и законных интересов. На имя ребенка может быть открыт счет в банке.

С 1,5 лет

Полуторагодовалый гражданин имеет право посещать ясли.

C 3 лет

Трехлетний гражданин вправе посещать детский сад

C 6 лет

Шестилетний гражданин в праве:

  • посещать школу (с 6 лет и 6 месяцев, в исключительных случаях и в более раннем возрасте);
  • вправе самостоятельно заключать:

o мелкие бытовые сделки

o сделки, направленные на безвозмездное получение прибыли, не требующие нотариального удостоверения или государственной регистрации;

o сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с согласия его, третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения

o при нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства.

C 10 лет

Десятилетний гражданин:

  • дает согласие на изменение своего имени и (или) фамилии;
  • дает согласие на свое усыновление или передачу в приемную семью, либо восстановление родительских прав своих родителей;
  • выражает свое мнение о том, с кем из его родителей, после расторжения брака, он хотел бы проживать;
  • вправе быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства;
  • может вступать в детские общественные объединения

C 14 лет

Четырнадцатилетний гражданин:

  • дает письменное согласие для выхода из гражданства РФ вместе с родителями;
  • может выбирать место жительства (с согласия родителей);
  • вправе с согласия родителей вступать в любые сделки;
  • вправе самостоятельно распоряжаться своим доходом, зарплатой, стипендией;
  • осуществлять свои авторские права, как результат своей интеллектуальной деятельности;
  • вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими;
  • имеет право на получение паспорта;
  • может быть разрешено вступать в брак в виде исключения с учетом особых обстоятельств (при этом наступает полная дееспособность);
  • допускается поступление на работу с согласия одного из родителей (законного представителя) и органа опеки и попечительства учащихся для выполнения всвободное от учебы времени легкого труда не причиняющего вреда его здоровью и не нарушающего процесса обучения не более 24 часов в неделю;
  • имеет право требовать отмены усыновления;
  • может обучаться вождению мотоцикла;
  • имеет право управлять велосипедом при движении по дорогам;
  • подлежит уголовной ответственности за некоторые преступления (убийство, разбой, кража, вымогательство и другие преступления предусмотренные УК РФ);
  • подлежит имущественной ответственности по заключенным сделкам, а также за причиненный имущественный вред;
  • может быть исключен из школы за нарушения.
  • вправе самостоятельно обратиться в суд за защитой прав при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию либо при злоупотреблении родительскими правами.
  • вправе переменить свое имя, включающее в себя фамилию, собственно имя и (или) отчество.

C 15 лет

  • допускается поступление на работу в случае получения основного общего образования, либо продолжения освоения программы основного общего образования по иной, чем очная, форме обучения, либо оставления общеобразовательного учреждения для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью (сокращенная рабочая неделя 24 часа, другие трудовые льготы)
  • вправе оставить общеобразовательное учреждение до получения основного общего образования при согласии родителей (законных представителей), комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и местного органа управления образованием допускается исключение из образовательного учреждения обучающегося по решению органа управления образовательного учреждения за совершенные неоднократно грубые нарушения устава образовательного учреждения. Исключение обучающегося из образовательного учреждения применяется, если меры воспитательного характера не дали результата и дальнейшее пребывание обучающегося в образовательном учреждении оказывает отрицательное влияние на других обучающихся, нарушает их права и права работников образовательного учреждения, а также нормальное функционирование образовательного учреждения

C 16 лет

Шестнадцатилетний гражданин имеет право:

  • имеет право на вступление в брак с разрешения органов местного самоуправления при наличии уважительных причин;
  • несовершеннолетние родители, не состоящие в браке, в случае рождения у них ребенка, при установлении их отцовства (материнства), вправе самостоятельно осуществлять родительские права;
  • получает возможность просмотра в кинотеатрах фильмов эротического содержания, имеющих запрет: «Дети, до 16 лет не допускаются»;
  • может быть объявлен, в установленном законном порядке, полностью дееспособным (эмансипация), если работает по трудовому договору или занимается предпринимательской деятельностью
  • может быть членом кооператива, акционерного общества;
  • имеет право управлять мопедом при езде по дорогам;
  • имеет право обучаться вождению автомобиля на дорогах в присутствии инструктора;
  • имеет право самостоятельного заключения трудового договора (контракта); при этом сохраняется ряд льгот согласно трудовому праву (сокращенная рабочая неделя — не более 35 часов, продолжительность ежедневной роаботы не может превышать 7 часов);
  • подлежит административной ответственности за правонарушения
  • несет уголовную ответственность за любые виды преступлений

C 17 лет

Семнадцатилетний гражданин подлежит первоначальной постановке на воинский учет (выдается приписное свидетельство).

C 18 лет

Наступает полная дееспособность гражданина. Приобретает любые права и налагает на себя любые обязанности.

С какого возраста человек получает возможность самостоятельно осуществлять в полном объеме все свои права и нести обязанности (т. е. приобретает дееспособность)?

  • С наступлением совершеннолетия, то есть по достижении 18-летнего возраста;
  • в случае вступления в брак до достижения 18 лет; при этом, если брак расторгнут, дееспособность сохраняется, но если брак признан недействительным, суд может признать бывшего супруга утратившим полную дееспособность.
  • при объявлении подростка, достигшего 16 лет, полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, либо с согласия родителей занимается предпринимательской деятельностью (в ГК РФ это называется «эмансипацией»).

В случаях, предусмотренных законом, могут устанавливаться и другие возрастные пределы для самостоятельного или ограниченного осуществления отдельных прав и несения некоторых обязанностей.

Во всех этих случаях родители не несут ответственности по обязательствам за эмансипированного ребенка, и дети сами должны отвечать за все свои поступки так, будто бы являются взрослыми.

С какого возраста ребенок имеет право на выражение собственного мнения? Обязаны ли органы власти учитывать это мнение?

Законом возраст не ограничен. Таким образом, при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, ребенок вправе выражать свое мнение. Обязаны выслушать ребенка и в ходе судебного или административного разбирательства по вопросам, которые затрагивают его интересы. При этом, если ребенку исполнилось 10 лет, его мнение учитывается в обязательном порядке. Более ого, изменение имени и фамилии ребенка, восстановление прав родителя, который был родительских прав лишен, усыновление, запись усыновителя в качестве родителя ребенка, передача ребенка на воспитание в приемную семью возможны только с согласия ребенка, которому исполнилось 10 лет. Конвенция требует, чтобы государство предоставляло право на выражение собственных взглядов любому ребенку, который способен сформулировать собственное мнение. Этим взглядам должно уделяться должное внимание в соответствии с возрастом и зрелостью ребенка.

Имеют ли право родители представлять интересы своих детей, если между интересами детей и родителей имеются противоречия?

Нет, не могут, если наличие таких противоречий будет установлено органами опеки и попечительства. В этом случае этим органом назначается представитель для защиты прав и интересов детей.

Каким образом могут быть изменены имя и фамилия ребенка?

Если ребенку нет 16 лет, по совместной просьбе родителей с согласия ребенка орган опеки и попечительства может разрешить изменить имя ребенка, а также его фамилию – на фамилию другого родителя. Если второй родитель проживает раздельно, то орган опеки и попечительства учитывает его мнение по данному вопросу. Если местонахождение ребенка не известно или родитель лишен родительских прав, учитывать его мнение на этот счет

По совместной просьбе родителей до достижения ребенком возраста четырнадцати лет орган опеки и попечительства исходя из интересов ребенка вправе разрешить изменить имя ребенку, а также изменить присвоенную ему фамилию на фамилию другого родителя.

Если родители проживают раздельно и родитель, с которым проживает ребенок, желает присвоить ему свою фамилию, орган опеки и попечительства разрешает этот вопрос в зависимости от интересов ребенка и с учетом мнения другого родителя. Учет мнения родителя не обязателен при невозможности установления его места нахождения, лишении его родительских прав, признании недееспособным, а также в случаях уклонения родителя без уважительных причин от воспитания и содержания ребенка.

Если ребенок рожден от лиц, не состоящих в браке между собой, и отцовство в законном порядке не установлено, орган опеки и попечительства исходя из интересов ребенка вправе разрешить изменить его фамилию на фамилию матери, которую она носит в момент обращения с такой просьбой.

Изменение имени и(или) фамилии ребенка, достигшего возраста десяти лет, может быть произведено только с его согласия.

Защита прав ребенка в России: пространства взрослой жестокости

Проблема защиты прав ребенка неотрывна от проблемы жестокости в отношении детей. И сегодня проблема жестокости отнюдь не становится менее актуальной, чем ранее, несмотря на общемировой гуманитарный прогресс. До настоящего времени, к сожалению, не приходится говорить о способности большинства взрослых преодолеть и, тем более, предупредить проявления жестокости в отношении даже своих собственных детей.

Проблема защиты прав ребенка неотрывна от проблемы жестокости в отношении детей. И сегодня проблема жестокости отнюдь не становится менее актуальной, чем ранее, несмотря на общемировой гуманитарный прогресс.

До настоящего времени, к сожалению, не приходится говорить о способности большинства взрослых преодолеть и, тем более, предупредить проявления жестокости в отношении даже своих собственных детей.

Взрослые зачастую даже не замечают нарушения прав ребёнка и своей жестокости по отношению к нему. Вот простейший пример: мама спешит домой, ребёнок хочет ещё поиграть, она его шлёпает – и это уже нарушение его права на неприкосновенность. Из таких мелочей, незаметной на первый взгляд, бытовой жестокости, равнодушия и непонимания образуются сначала ручейки, а затем мутные потоки произвола и насилия по отношению к детям во многих сферах нашей жизни.

Новорожденный ребёнок влюблён в этот мир. Он приходит в него чистым и непорочным. И беззащитным перед опасностями, угрозами и насилием этого мира. Мир взрослых делает его жестоким, способным к насилию. Так продолжается нескончаемая эскалация насилия.

Российская статистика по отношению к детям выглядит, мягко говоря, неутешительно. Ежегодно становятся социальными сиротами десятки тысяч детей, и количество социальных сирот в России приближается к 800 тысячам. Можно возмущаться тем, что гибнут усыновленные за рубежом российские дети, однако не следует забывать, что от нечеловеческой жестокости своих собственных родителей в России гибнет каждый год до 2,5 тысяч детей.

Исследования проблемы насилия в семье и в интернатных учреждениях позволили сделать следующие основные выводы:

  • проверки детских интернатных учреждений, как правило, обнаруживают отсутствие многих воспитанников, которые скорее готовы жить на улице, чем в четырёх стенах интерната, зачастую в неласковой обстановке, далёкой от атмосферы душевного тепла;
  • основной причиной детской безнадзорности и беспризорности, ухода ребёнка на улицу из семьи являются невнимание и жестокое обращение с ним его собственных родителей и их пренебрежение своими обязанностями;
  • возможно более раннее предупреждение случаев жестокого обращения должно производиться, помимо семьи, во всех учреждениях так называемой «территории детства», включая детские сады и школу.

Таким образом, снижение жестокости в отношении детей жизненно необходимо, поскольку только в этом случае мы сможем рассчитывать на снижение жестокости и преступности в мире вообще.

Однако успешно решать проблему снижения жестокости можно, только имея ввиду три основных фактора успеха:

  • Возможно более раннее выявление неблагополучия;
  • Социализирующая направленность действий(нацеленность на выработку способности ребёнка и его семьи в дальнейшем к самостоятельному решению своих проблем);
  • Налаживание взаимодействия между структурами, работающими в интересах ребёнка, с одной стороны, и ребёнком и его семьёй, с другой.

Три названных фактора очевидны, однако дадим краткий комментарий:

Чем раньше обратить внимание на проявления жестокости, чем раньше начинать помогать ребёнку, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации, и его семье, тем легче это сделать. Проще всего вернуть с улицы тех подростков, которые только что оказались там из-за родительского невнимания или той же жестокости, и пока не живут на улице. Государственные структуры не могут обеспечить нужный объём услуг. И здесь неоценима роль институтов гражданского общества.

Множество неправительственных организаций (НПО), активно действуя на территории, способны на ранней стадии обнаружить проблему и помочь в её решении.

Помощь должна в качестве результата приносить снижение нуждаемости ребёнка и его семьи в услуге. Необходимы подходы, позволяющие родителям увидеть, что применяемые ими меры являются непомерно жесткими в отношении их ребёнка и они возвращаются ответной жестокостью ребенка по отношению к миру взрослых. Подчас, необходимо и подсказать родителям необходимые в различных ситуациях подходы, позволяющие укрепить семью, сделать её самостоятельной.

Лучше всего можно помочь, не манипулируя, не командуя ребёнком или семьёй, не наказывая их, а адресуясь к их способности к самостоятельным и осмысленным решениям и действиям, обучая и вовлекая в обучение, прививая стремление к познанию нового.

Всё пространство, где находится ребёнок, можно, условно, разделить на четыре части:семья, улица (община), учреждения, школа. Кратко остановимся на каждой из этих частей.

СЕМЬЯ

Казалось бы, семья – достаточно благополучное для ребёнка пространство. Всем известна истина, что нигде ребёнку не может быть так комфортно, как в кругу семьи. Однако в реальности всё далеко не так очевидно, иначе дети не убегали бы из дому.

Семья – весьма автономный и даже закрытый для общества институт (не случайно существует выражение: «мой дом – моя крепость»). Однако внутри этой крепости зачастую ребёнок воспринимается как собственность родителей, а не как равноправный и даже привилегированный субъект.

Вмешательство в жизнь семьи нарушает её автономию и автономию личностей – членов этой семьи. Поэтому нарушение этой автономии может происходить в нашем случае только тогда, когда имеются определённые симптомы неблагополучия.

Но и вторжение это должно быть не репрессивным, а социализирующим, ориентированным на выработку семьёй способности в дальнейшем к самостоятельному разрешению своих проблем.

Таким образом, при взаимодействии с семьёй необходимо исходить из сочетания нескольких принципов:

  • приоритета семейных форм воспитания,
  • автономии семьи
  • и раннего, но не репрессивного, а социализирующего вторжения.

ШКОЛА

Школа сегодня остаётся одним из наиболее мощных социализирующих институтов. Однако и школа далеко не всегда способна быть достаточно эффективной помощи ребёнку не только в усвоении необходимых знаний, но и в социализации (воспитании).

Вовсе не редки случаи, когда дети, особенно в подростковом возрасте, прогуливают школьные занятия.

Слишком часто выпускник школы с облегчением вздыхает: “Наконец-то, отмучился!”.

Только постоянный поиск и внедрение инноваций, позитивно воздействующих на становление и развитие современной, демократически ориентированной личности, позволяет рассчитывать на усиление роли и места школы в системе образования и воспитания.

Школа сегодня может и должна стать местом апробации и внедрения технологий позитивного ориентирования в жизни. Одна из таких технологий, активно развивающихся в регионах России – технология общественно активных школ, построенная на трёх основных элементах:

  • внедрение инновационных технологий построения толерантных и взаимоуважительных отношений в школе;
  • демократизация процесса управления учебным заведением (которая включает, прежде всего, прозрачность управления и регламентированную открытость для участия в управлении и учеников и их родителей);
  • выстраивание конструктивного и партнёрского взаимодействия школы с окружающим её местным сообществом.

УЛИЦА (ОБЩИНА)

Улица – это также одно из самых уязвимых пространств сегодня в большом количестве стран. Именно здесь ребёнок, оказавшийся без внимания взрослых, нередко становится добычей и жертвой преступного мира наркодельцов, современных работорговцев, порнобизнеса, подвергается многим другим опасностям. Поэтому так важно сформировать и всемерно развивать сети государственных и негосударственных служб, работающих с ребёнком, не оставляющих его без внимания.

Главенствующим здесь становится принцип социального насыщения работы с ребёнком.

Службы работы на улице, а также вне семьи и школы – то, что позволяет входить в контакт с ребёнком на раннем этапе его появления на улице, общаться с ним, начинать помогать ему и его возвращению в семью. В России в течение нескольких лет ряд НПО осуществляли проекты, позволившие опробовать имеющиеся в мировой практике и создать свои собственные подходы и социальные технологии успешного разрешения множества конфликтных ситуаций с несовершеннолетними, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, и их семьями.

Это, прежде всего, технологии примирения между правонарушителем и его жертвой, элементы восстановительного правосудия, а также многочисленные реабилитационные программы. И можно лишь с сожалением констатировать, что опыт таких организаций, как, скажем, Фонд «Нет алкоголизму и наркомании» (НАН), специалисты которого ещё в 1998 году разработали Концепцию реабилитационного пространства и в пилотном режиме отработали адаптированную для российских условий технологию социальной работы с детьми на улицах, в семьях в реабилитационных программах, в судах и т.д., до сих пор внедряется в социальную практику с большим трудом.

УЧРЕЖДЕНИЯ

Практически любое избыточное общение ребёнка со специализированными государственными учреждениями должно быть по возможности минимальным.

Дом малютки, приют-убежище, интернат, центры временного содержания несовершеннолетних, специализированные школы, места лишения свободы – в любом из этих учреждений ребёнку неуютно, в них нет семейного тепла и есть опасность насилия. Каждому ребенку больше всего на свете нужна семья.

Казенные учреждения в их традиционном, устаревшем виде не способны в полной мере помочь ему в выработке навыков автономной, самостоятельной жизни, сохраняя на многие годы присущий детству инфантилизм. В стремлении принципиально изменить их качество, вводя все в большей степени элементы семейного воспитания, очень важно обеспечить полноценное участие общественных структур в осуществлении гражданского контроля за деятельностью государственных учреждений.

Для адекватного разрешения дел с участием несовершеннолетних в случаях, когда ребёнок находится в группе риска, в трудной жизненной ситуации должен действоватьспециализированный, ювенальный суд. Это столь же ясно, как и то, что в медицине должны быть педиатры.

При поддержке Программы развития ООН и Международного детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) в ряде регионов России, прежде всего, силами российских НПО, действующих в интересах детей, отрабатываются ювенальные технологии. Сетевое содружество российских НПО сегодня оформлено в виде Общероссийского Союза общественных объединений «Гражданское общество – детям России». Сегодня Союз объединяет около 600 организаций из 76 регионов России. Развитие и укрепление этой сети, а также налаживание системного взаимодействия Союза с государственными структурами позволит существенно повысить и эффективность социальной политики в интересах детей.

Состоявшееся недавно широкое публичное обсуждение Национального плана действий в интересах детей до 2010 года, инициированное Советом при Президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека, позволяет надеяться на выработку и реализацию более эффективной государственной политики в интересах детей, в том числе, за счет более активного участия в этих процессах институтов гражданского общества. Обсуждение, в ходе которого экспертами и представителями общественных объединений, действующих в интересах детей, было высказано много замечаний, в том числе, касающихся необходимости жесткой увязки Национального плана с Федеральной целевой программой «Дети России». Тем не менее, следует отметить, что сам факт такого обсуждения чрезвычайно важен – как для общественных организаций, чьи замечания и предложения были доведены до представителей профильных органов власти, так и для властных структур, которые теперь будут обязаны принять во внимание мнение общественности.

Политика в интересах детей – дело, ответственность за которое несет не только государство, но и само общество, рассчитывающее на лучшее будущее для своих детей и своей страны. Поэтому и вырабатываться, и реализовываться эта политика должна совместными усилиями всего общества.

Комментарии запрещены.

 
Рубрики