Игрушки из бумаги
Воспитатель старшей группы № 11 — Чернавина Эльвира Владимировна
Среди множества материалов, которые могут использоваться в создании персонажей кукольного театра, бумага занимает почетное место как универсальный и доступный материал.
Однако большинство поделок из бумаги ребенок не может сделать самостоятельно: воспитатель должен научить его определенным приемам, показать, как бумагу — плоский материал — можно перевести объемный. Только когда малый научится элементарным приемам сгибания, надрезывают склеивания бумаги, он сумеет сложить одну из самых простых игрушек.
При работе над более сложными конструкциями рекомендуем разделить действия детей на несколько стадий. Например, чтобы сделать домик, надо согнуть квадрат пополам проследить за точным совпадением противоположных углов. Для изготовления крыши квадрат нужно согнуть по диагонали. Объяснение взрослого следует обязательно сопровождать показом, а при воспроизведении детьми продемонстрированных приемов помочь им понять, почему надо делать именно в той последовательности, которая предложена воспитателем, а не иначе.
Рассказ ребенка о проделанной работе позволяет ему глубже осмыслить производимые действия. С другой стороны, чем яснее и образнее расскажет воспитатель, тем успешнее справятся дети с выполнением задания. Умеренный темп показа, проигрывание каждого этапа, сопровождаемое инструкцией-рассказом, а иногда и сказкой, — залог успеха.
Однако обучение приемам работы с бумагой на первых порах совершенно не означает, что ваш подопечный должен всегда буквально воспроизводить образец. Образцы используются лишь как способ быстрого и продуктивного усвоения конструктивных приемов, как средство развития пространственного мышления, инициативы, стремления к экспериментированию.
Изготовление симметричным фигурой
Для такого занятия многого и не нужно: лист цветной или белой бумаги и ножницы с тупыми концами.
Квадрат бумаги 15 х 15 см или прямоугольник 15 х 20 см складываем пополам по прямой линии, совмещая стороны и углы. От того, как мы сгибаем бумагу, зависит устойчивость фигурок. Карандашом намечаем контур туловища будущей игрушки и вырезаем его. Иногда в дополнение используем квадратики, полоски бумаги для головки, хвоста, лапок, крыльев. Их вырезаем отдельно и приклеиваем к основе.
Когда ребенок начинает работать ножницами, он вырезает внешний контур фигуры или детали: обращаем внимание детей на то, что поворот делает рука, в которой мы держим бумагу за сгиб, в то время как рука с ножницами остается на месте.
Вырезанный из сложенной вдвое бумаги и расправленный рисунок принимает очертания целой фигуры. Это явление радует и удивляет ребенка — он открывает для себя свойство симметрии.
Возможен и такой вариант: фигурки вырезаются из сложенной в гармошку бумажной полоски. Затем полоска растягивается, превращаясь в декорации (улицу, деревья, цветы и т. д.).
Сложенный пополам лист бумаги может быть основой — подставкой для нарисованной с одной стороны (или с обеих) куклы, но без вырезания по контуру. Такие фигурки более устойчивы.
Объемные игрушки из цилиндров и конусов
Веселые и образные игрушки с туловищем-цилиндром или туловищем-конусом легко устанавливаются на опоре и не требуют много времени для изготовления. Конусы и цилиндры разной величины и в разном сочетании и положении станут туловищем, ножками, ручками, головкой, могут выступать как в роли основы, так и в качестве дополнительных деталей, могут сочетаться с плоскими изображениями.
Для создания одной игрушки можно обойтись листом бумаги средней плотности. От листа отрезают часть прямоугольной или квадратной формы и закручивают ее в цилиндр, который в зависимости от формы и положения туловища ставят вертикально или располагают горизонтально, дополняя деталями.